Голубое и зеленое
Еще в студенческий период я открыла для себя лирическую повесть Юрия Казакова "Голубое и зеленое". С тех пор этот текст стал для меня самым любимым у писателя. Периодически возвращаюсь к нему, когда "дни начинают пылиться", и суета берёт в оборот.
Каково же было мое удивление, когда в Московском губернском театре взялись за постановку этого произведения! Это совместная работа труппы театра и центра творческих проектов «Инклюзион» при участии Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение».
Премьера состоится очень скоро, 25-26 апреля, а пока постановка только готовится. Мне посчастливилось попасть на открытую репетицию в театре!
«Голубое и зеленое» - не просто спектакль о первом глубоком чувстве, это инклюзивный проект. На сцене - три ряда главных героев: три Алёши и три Лили. Их роли исполняли как актеры Губернского театра, так и артисты-любители с особенностями развития. Все они полностью отдаются репетиционному процессу, стараются проникнуться характерами своих героев, наделяют их своей жизненной энергией. Задействованы эмоции, мимика, жесты. Это потрясающе! По словам режиссера Ксении Кошкиной, она обратилась к литературному материалу еще во время своей учебы в ГИТИСе. Уже тогда были созданы первые наработки сценария. И вот сейчас – уникальный опыт работы с необычными актерами. Нужно донести до них авторский посыл, поставить задачу, погрузить в роли… Как удалось это сделать? При помощи обращения к собственному жизненному опыту! Действительно, каждый из нас испытывал такое чувство – первое, нежное, похожее на голубую мечту во время ярко-зеленой весны…
По окончании репетиции слово взял художественный руководитель театра Сергей Безруков. По его словам, в настоящее время в большинстве театров соблюдены все условия для удобства особенного зрителя. Создана безбарьерная среда, используется система тифлокомментирования спектаклей. "А теперь мы хотим сделать наш театр доступным не только для зрителей с ограниченными возможностями, но и дать возможность особенным артистам выйти на сцену. Это наше общее дело!" - заключил Сергей Витальевич.
А потом была интереснейшая лекция о социальном театре. Театральный критик Кристина Матвиенко и магистрант ГИТИСа Анастасия Жукова рассказали, что
это понятие появилось в середине 2000-х годов. Но гораздо раньше, еще в 19 веке, великий драматург А.Н. Островский сформулировал основные постулаты социального театра. Согласно его мысли, было важно, чтобы простой работяга после трудного дня шел не в питейное заведение кутить, а в театр. Для этого ему нужно видеть на сцене не шекспировские страсти, а жизнь таких же людей, как он сам. Вот и актеры с особенностями своим участием хотят показать таким же людям, что не нужно замыкаться в себе – мир гораздо шире и красивее! И всегда есть возможность для самореализации.
Прикладной театр, партиципаторный театр, театр соучастия, театр социальных изменений - такие термины используются в качестве определения этого значимого явления в обществе. Каждый участник такого сообщества социализируется, чтобы смочь осознать свою ценность. Прикладной театр позволяет преодолеть отчужденность в обществе и является отправной точкой в собственных изменениях каждого участника.